Главная > Новости > Автомошенники и страховые компании

Автомошенники и страховые компании


9-07-2015, 23:56. Разместил: admin
Страховым компаниям все больше досаждают мошенники. Лидирующую позицию по масштабам жульничества уверенно занимает автострахование. Страховщики убеждены, что нарастающий ком криминальных дел можно остановить, лишь объявив мошенникам войну: проведя открытые суды и публичные слушания. Тем не менее большинство компаний по-прежнему опасаются огласки и тем самым поощряют нечестных страхователей.
В отличие от России, где после введения обязательной «автогражданки» мошенничество в автостраховании стало настоящим стихийным бедствием, ситуация в Украине выглядит относительно спокойной. Россияне констатируют, что к разряду подозрительных (а иногда - откровенно криминальных) можно отнести до 15% страховых случаев по каско и автогражданской ответственности. У нас эти показатели примерно вдвое ниже, но лишь потому, что «автогражданка» все еще не стала массовым явлением. «После вступления в силу закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств увеличилось количество обладателей полисов. Соответственно выросло и количество страховых случаев. За это время сотрудниками отделов урегулирования нашей компании было выявлено немало фактов мошенничества. Они составляют 5-7% от общего числа заявленных убытков по этому виду страхования», - рассказал «ДС» начальник службы экономической безопасности ЗАО «Страховая группа «ТАС» Виктор Бондарь. Другие страховщики утверждают, что в росте страхового криминала не стоит винить «автогражданку» - слишком уж незначительное количество водителей пока страхует свою ответственность. Просто объемы жульничества увеличиваются пропорционально росту автострахового бизнеса. «Портфели компаний стремительно растут, многие из них эту работу уже поставили на поток, поэтому меньше внимания уделяется каждому убытку в отдельности. Это и вызывает увеличение случаев мошенничества», - считает начальник отдела автотранспортного страхования СК «PZU Украина» Алексей Румянцев.
Нельзя сказать, что «автогражданка» вовсе не повлияла на развитие отечественного страхового криминала. Новый вид страхования как минимум подвиг мошенников к тому, чтобы разнообразить схемы жульничества. Причем в цепочке страховщик - мошенник теперь все чаще присутствует и третье звено - сотрудники ГАИ. Они довольно активно подыгрывают нечестным на руку водителям. «В 70% случаев идейными инициаторами фальсификации обстоятельств страхового события выступают именно работники органов МВД. Имея большой опыт, они предлагают автовладельцам взаимовыгодный выход из ситуации, который далеко не всегда является законным по отношению к страховой компании. К примеру, один из самым распространенных способов мошенничества - имитация ДТП после покупки полиса «автогражданки» владельцем недорогого автомобиля. В такой схеме участвуют трое, одним из которых является представитель дорожной милиции. Автовладелец страхует ответственность, причем зачастую в нескольких страховых компаниях. Его партнер (третий участник) покупает дешевую и заранее поврежденную иномарку. После инсценировки аварии «свой» работник ГАИ фиксирует старые повреждения как новые. Согласно договору «автогражданки» стороне, «пострадавшей» по вине владельца полиса, страховщики должны выплатить возмещение», - рассказывает начальник юридического управления СК «Кредо-Классик» Александр Квятковский.
Достаточно много способов незаконно получить возмещение существует и для жуликов, хорошо знакомых с нюансами каско-страхования. Причем зачастую им в этом помогают те же «сердобольные» работники ГАИ. К примеру, если выясняется, что автомобиль виновника ДТП не застрахован, а пострадавший, напротив, имеет полис каско, милиционеры (за скромное вознаграждение) могут предложить участникам ДТП поменяться местами. Такая перестановка фигур оказывается полезной для всех. Действительный виновник на месте рассчитывается с пострадавшим и гаишниками. После этого повинным в аварии признается водитель застрахованного авто. Таким образом, СК оплачивает ущерб, но лишается при этом права подать регрессный иск к действительному виновнику аварии. Альтернативный вариант - виновник ДТП с согласия сотрудника милиции просто уезжает с места происшествия, а в деле указывается, что причиной аварии стали действия водителя неустановленного автомобиля. «Также достаточно распространены попытки «застраховаться» после наступления события, подделка информации в страховом полисе, предоставление неправдивых сведений при страховании, а также попытки получить возмещение от нескольких страховщиков», - рассказал «ДС» заместитель генерального директора центрального управления продаж Украинской транспортной страховой компании Николай Пашнев.
Хотя страховщики уже изучили практически все трюки, которые используют псевдопострадавшие для незаконного получения возмещения, бороться с жуликами им все же непросто. Во-первых, заранее спланированное мошенничество нередко базируется на том, что все предъявляемые СК документы находятся в идеальном порядке. Поэтому компаниям достаточно сложно доказать факт криминала в суде, и они вынуждены платить возмещения. Во-вторых, страховщики все еще не могут набраться решимости и как следует проучить аферистов. «Для достижения эффективных результатов в борьбе со страховым жульничеством одним из главных условий является проведение публичных судебных процессов и создание прецедента наказания страховых мошенников и их соучастников. Но в Украине такая практика отсутствует», - сетует г-н Квятковский. Свое нежелание предавать дело огласке страховщики мотивируют опасениями испортить свой имидж и репутацию «выплачивающей» компании. Кроме того, большинство страховщиков гораздо больше интересуют их собственные коммерческие интересы, нежели идея свершения правосудия. «Нам не раз удавалось ловить жуликов за руку. В таких случаях компания принимала решение об отказе выплаты страхового возмещения, поскольку наша цель - правомерность выплат страхового возмещения, а не уголовное преследование мошенников», - рассказал г-н Бондарь из СГ «ТАС».
КОМУ не надо ОСТАНАВЛИВАТЬ ТС
В последнее время на дорогах Украины активизировались так называемые «экологи», которые не являются работниками МВД, но, тем не менее, останавливают водителей. Они используют форму, похожую на форму милиционеров, и жезлы или диски с красным светоотражателем, напоминающие орудия труда инспекторов ГАИ. Более того, «экологи» заставляют доверчивых водителей проходить проверку автомобилей и даже выписывают штрафы.
Департамент ГАИ МВД Украины объясняет, что останавливать транспортное средство имеют право только работники милиции, используя при этом соответствующий жезл. Остановка по требованию представителей подобных формирований не является обязательной, прохождение экологического контроля и соответствующие платежи за него также дело сугубо добровольное.
Иногда сотрудники Управления экологии и природных ресурсов Министерства охраны окружающей среды проводят с Госавтоинспекцией совместные рейды по проверке количества вредных веществ в отработавших газах двигателей автомобилей. Но даже в этом случае останавливать автомобиля имеют право только лишь инспекторы ГАИ. Если при проверке документов выяснится, что вас остановил не сотрудник ГАИ, можете смело уезжать, поскольку требование об остановке было незаконным.
Госавтоинспекция просит сообщать о фактах деятельности так называемых «экологических формирований» по телефону доверия Департамента ГАИ МВД Украины (044) 272-46-59.

УГОН АВТОМОБИЛЯ
Смятение человека настолько велико, что в первый момент даже поверить в сам факт угона тяжело. Потом начинаются звонки, заявления, протоколы, справки, в общем, затягивает. И когда все формальности уже позади, возникает резонный вопрос: «Как же ее все-таки умудрились угнать, ведь там же столько всего было?».
Одним и самых часто встречающихся вариантов угона является ситуация, когда автомобиль уводят прямо от подъезда или магазина среди бела дня на глазах у прохожих. Зачастую находятся свидетели, камеры фиксируют сам процесс, но это ничего не дает. Видно лишь, что после постановки на охрану вы уходите по своим делам и с этого момента в поле зрения появляется человек, присматривающий за вами, такой неприметный обычный гражданин. Через некоторое время появляется второй, автомобиль открывается, через несколько минут заводится и трогается с места.
Алгоритм достаточно прост, по нему, как правило, уходят автомобиля почти ничем, кроме штатных систем не оборудованные, хотя зачастую попадаются и оснащенные простой сигнализацией или спутниково-поисковой системой. После постановки на охрану с брелка удается перехватить в эфире его код (даже если он динамический), после чего снять с охраны автомобиль и проникнуть в него, дальше ломается замок зажигания обходится чипованный ключ, заранее заготовленным оборудованием. Ведь штатный иммобилайзер на машинах одной модели и даже марки устроен одинаково и угонщик, специализирующийся на автомобиле определённой марки, к борьбе с этим устройством готов. После подбора кода брелка снятая с охраны сигнализация отключает блокировки двигателя и не препятствует угону. Спутниковую систему, как правило, глушат, вводя в эфире сильную помеху на частоте ее передачи, после чего открывают автомобиль и начинают движение. В случае установленной на автомобиль спутниково-поисковой системы в момент проникновения блок системы добросовестно связывается со спутниками глобальной системы позиционирования, получает координаты, широту и долготу, но вот передать эти данные не может по причине отсутствия канала GSM-связи. Кстати, иногда можно определить начало сканирования брелка сигнализации: невозможность с первого раза поставить автомобиль на охрану (или снять ее с охраны), со второго, третьего раза постановка происходит, но внимательный хозяин после этого должен насторожиться.
Что может противодействовать такому угону? Очень хорошо себя показывают в этой ситуации секретки различного уровня сложности. У угонщика просто нет времени разбирать салон и искать заветную кнопку некогда.
УГОН
Когда властвует тьма
Совсем другое дело угон ночью. Автомобиль тихо спит себе под подъездом. Вокруг никого. Времени - вагон. После таких попыток угона смотреть на автомобиль без слез невозможно. Причем чем сильнее противоугонный комплекс был установлен, тем больше повреждений. В первую очередь страдает сигнализация, возмутитель ночного спокойствия (открывается любым методом дверь, открывается капот, удар по сирене и вновь тишина). Затем начинается поиск блоков, разбор автомобиля, обнаружение блокировок, попытки завести двигатель. Спутниковая система, скорее всего, заглушена, и если даже смогла пробиться, то время до приезда милиции еще есть, и переместить автомобиль на другое место (соседний двор, соседняя улица) не составляет никакого труда, а на экране диспетчера останутся устаревшие данные. Что спасает в этом случае автомобиль чаще всего? Хороший, поставленный творчески иммобилайзер. Подбор кода его меток или контактных ключей большая редкость, чаще глубоко запрятанная блокировка становится камнем преткновения, причем до работы по ее поиску время тратится на стандартные ходы: обход штатного иммобилайзера, проворачивание замка зажигания, попытки завести, подачу питания. Причем практика показывает, что блокировку полезно не только спрятать, но перекрыть доступ к ней механическим способом. Замки капота становятся здесь просто незаменимыми. При грамотной установке их взлом требует времени, а главное, - специального инструмента, который не всегда оказывается под рукой у злоумышленника.
Ночью главное выиграть время, поэтому каждая новая железяка, вставшая на пути угонщика, делает свое дело. Замки на КПП и рулевой вал оказываются не лишними. Причем последние все больше популярны. Да, их очень неудобно ставить каждый раз уходя из автомобиля, но и бороться с ними весьма трудозатратно (часто их замечают в самую последнюю очередь). Кстати, такой замок можно рассматривать в варианте защиты от угона днем, как альтернативу секретке.

Вернуться назад